Razumnikum.ru
ЛОГИКА И МЫШЛЕНИЕ Зачем нужна логика Мышление Формы мышления ПОНЯТИЯ Понятие Виды понятий Определённые и неопределённые понятия Отношения между понятиями Обобщение и ограничение понятий СУЖДЕНИЯ Суждение Структура суждения УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Умозаключение ЗАКОНЫ ЛОГИКИ Законы мышления Закон тождества Закон противоречия Закон исключённого третьего Закон достаточного основания

Зачем нужна логика

Здравого смысла и жизненного опыта, как правило, бывает достаточно для того, чтобы ориентироваться в различных затруднительных ситуациях и для решения каких-либо задач. Но если к нашему здравому смыслу и жизненному опыту добавить ещё и знание логики, то мы от этого нисколько не проиграем, а даже, наоборот, выиграем. Конечно же, логика никогда не решит всех проблем, но помочь в жизни она несомненно может.

Здравый смысл часто называют интуитивной логикой. Она формируется стихийно в процессе жизненного опыта, примерно к 6-7 годам, т. е. к школьному возрасту или даже раньше, и все мы ею владеем. Так, например, само слово логика, скорее всего, было знакомо вам задолго до того, как вы начали её изучать. В жизни мы часто сталкиваемся с такими выражениями, как логичное рассуждение, нелогичный поступок, железная логика и т. п. Даже если мы никогда не изучали логику, то всё равно вполне понимаем, о чём идёт речь, когда говорят о логике, логичном или нелогичном.

Рассмотрим такой пример: Я иду в новой рубашке, а ты идёшь на работу. Любой человек, не знакомый с логикой, скорее всего, не сможет не заметить, что в данном высказывании присутствует какая-то логическая ошибка (пусть он даже и не мог бы определить, какая именно). И каждый скажет, что корректным и осмысленным было бы такое высказывание: Я иду в рубашке, а ты идёшь в футболке или: Я иду в магазин, а ты идёшь на работу. Когда мы изучаем логику, то узнаём, что в приведённом примере нарушается логический закон тождества, так как в нём смешиваются две различные ситуации: идти в какой-то одежде и идти куда-то. Получается, что ещё до знакомства с законом тождества мы уже им практически пользуемся, знаем о нём, только неявно, интуитивно.

Также, в повседневной жизни каждый из нас часто слышит и сам использует такие выражения, как: Чем ты это докажешь? Почему я должен тебе верить? На каком основании? и т. п. Когда мы так говорим, то используем логический закон достаточного основания. Как видим, незнание данного логического закона не мешает нам интуитивно им пользоваться.

Данные примеры свидетельствуют в пользу того, что все люди, в той или иной мере, владеют логикой, независимо от того, изучали они её или нет. Таким образом, мы практически используем логику задолго до того, как начинаем её изучать. Возникает вопрос: зачем тогда нужно изучать логику, если мы и так ею владеем?

Отвечая на этот вопрос, можно отметить, что то же самое происходит с родным языком: практически мы начинаем им пользоваться в возрасте 2-3 лет, а изучать его начинаем только в школе. Для чего же мы изучаем родной язык в школе, если и так неплохо им владеем? В 2-3 года мы пользуемся языком интуитивно: практически владея им, мы ничего о нём не знаем. О языке мы узнаём только тогда, когда начинаем изучать его в школьном (или старшем дошкольном) возрасте, в результате чего наше интуитивное использование языка постепенно превращается в осознанное — мы начинаем владеть им намного лучше.

Так и с логикой: мы изучаем её как науку для того, чтобы превратить интуитивное использование логики в осознанное. Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше понимать собеседника, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в своих рассуждениях и находить ошибки в рассуждениях противников и оппонентов, наконец, логика является инструментом познания, позволяющим приобретать новые знания.