Распределённость терминов в суждениях
- В общеутвердительных суждениях
- В частноутвердительных суждениях
- В общеотрицательных суждениях
- В частноотрицательных суждениях
Распределённость терминов — это соотношение объёмов субъекта и предиката в суждении.
Термин считается распределённым, если он мыслится в полном объёме. Распределённый термин обозначается знаком +
, например, P+. Термин считается нераспределенным, если он мыслится в части объёма. Нераспределённый термин обозначается знаком -
, например, P-.
Графически распределённость терминов изображается с помощью круговых схем и заливкой цветом той части терминов, которые мыслятся в суждении.
В общеутвердительных суждениях
В суждениях A, или общеутвердительных, объёмы субъекта и предиката могут полностью совпадать.
Пример.
Все треугольники суть фигуры, ограниченные тремя сторонами
.
Такое отношение можно выразить в виде двух совпадающих кругов:
В данном суждении субъект и предикат взяты в полном объёме, то есть оба термина распределены (S+ и P+).
Если субъект представляет собой вид, а предикат — род, то субъект будет распределённым, а предикат — нераспределённым.
Пример.
Все окуни — рыбы
.
Субъектом данного суждения является понятие окуни
, предикатом — понятие рыбы
. Это отношение можно выразить в следующем виде:
В суждении говорится обо всех окунях, поэтому субъект распредёлен (S+), но не обо всех рыбах, а только об окунях, поэтому предикат не распределён (P-).
Таким образом, в общеутвердительных суждениях субъект всегда распределён, а предикат может быть распределённым или нераспределённым.
В частноутвердительных суждениях
В суждениях I, или частноутвердительных, субъект и предикат могут мыслится не в полном объёме, т. е. ни субъект, ни предикат не распределены.
Пример.
Некоторые студенты являются шахматистами
.
Субъектом данного суждения является понятие студенты
, предикатом — понятие шахматисты
. Данные понятия находятся в отношении пересечения, это будет выражено так:
Так как в данном суждении говорится лишь о тех студентах, которые являются шахматистами, и о тех шахматистах, которые являются студентами (закрашенная часть). Оба понятия взяты лишь в части объёма, поэтому являются нераспределёнными (S- и P-).
Если субъект представляет собой род, а предикат — вид, то субъект будет нераспределённым, а предикат — распределённым.
Пример.
Некоторые прямоугольники являются квадратами
.
В данном суждении субъектом является понятие прямоугольники
, предикатом — понятие квадраты
. Это отношение можно выразить так:
В суждении говорится не обо всех прямоугольниках, но обо всех квадратах, поэтому субъект не распределён (S-), а предикат распределён (P+).
Таким образом, в частноутвердительных суждениях субъект всегда не распределён, а предикат может быть распределённым или нераспределённым.
В общеотрицательных суждениях
В суждениях E, или общеотрицательных, субъект и предикат являются распределёнными.
Пример.
Ни один хомяк не летает
.
Субъектом данного суждения является понятие хомяк
, предикатом — понятие не летающий
. Поскольку ни один хомяк не является летающим, и ни один летающий не является хомяком, данные понятия не имеют общих элементов. Это отношение можно представить в виде двух совершенно не соприкасающихся кругов:
В этом суждении как субъект, так и предикат взяты в полном объёме, то есть оба распределены (S+ и P+).
В частноотрицательных суждениях
В суждениях O, или частноотрицательных, субъект не распределён, а предикат — распределён.
Пример.
Некоторые студенты не являются спортсменами
.
В данном суждении субъектом является понятие студенты
, предикатом — понятие спортсмены
. Их отношение графически можно изобразить так:
- Слева (закрашенная часть) — студенты не являющиеся спортсменами;
- справа — спортсмены не являющиеся студентами;
- область пересечения — студенты спортсмены.
Так как в суждении говорится лишь о некоторых студентах, а не о всех, то субъект в нём не распределён (S-), а так как объём субъекта сопоставляется со всем объёмом предиката, то выходит, что предикат в этом суждении распределён (P+).